Новый взгляд на проблему здоровья

Средства, активизирующие деятельность мозга, или питательные вещества?

Интеллект и память не обусловлены исключительно вашей генетической программой. Несомненно, в некоторой степени интеллект определяется генетически, но в значительной мере интеллектуальные возможности зависят от степени нашего умения приобретать знания и навыки, а также от нашего питания.

Мозг и нервная система, составляющие «железо» человеческого «компьютера», представляют собой сеть нейронов — особых клеток, способных создавать десятки тысяч соединений между собой. Мышление можно представить как результат деятельности сети нейронов. В передаче сигналов участвуют нейротрансмиттеры — химические вещества, передающие сообщения в пределах мозга. В процессе мышления изменяются деятельность и состояние нейротрансмиттеров. Поскольку мозг и нейротрансмиттеры строятся из питательных веществ, которые мы получаем с пищевыми продуктами, логично предположить, что качество питания оказывает влияние на наши интеллектуальные способности.

В 1986 году Гвиллим Роберте, школьный учитель и диетолог, получивший подготовку в Институте оптимального питания, и Дэвид Бентон, психолог из университета Свонси, решили изучить возможность улучшения интеллектуальных способностей с помощью обеспечения организма питательными веществами, необходимыми для деятельности мозга и нервной системы. Шестьдесят школьников были разделены на две группы, одна из которых получала комплекс поливитаминов, а вторая — плацебо. Анализируя питание детей перед началом эксперимента, ученые обнаружили, что у большинства из них уровень потребления как минимум одного питательного вещества из комплекса не соответствовал рекомендуемым нормам. После восьми месяцев эксперимента результаты невербального теста 10 у школьников, принимавших витамины, улучшились на 10 пунктов! Изменения не наблюдались ни среди школьников, получавших плацебо, ни у детей, которым вообще ничего не давали. (Тесты 10 состоят из двух частей: вербальной и невербальной. Результаты вербального теста 10 в значительной степени зависят от образовательной подготовки, в то время как невербальный тест в большей степени выявляет природный интеллектуальный потенциал.)

Профессор Стивен Шоэнталер из Калифорнийского университета предположил, что, некоторые школьники, чьи результаты улучшились, оказали влияние на средние показатели всей группы. Очевидно, что витамины повлияли на результаты, но у ученых возникли новые вопросы. На каких детей витамины оказали благотворное влияние и почему? Какие питательные вещества имеют особое значение и в каком количестве? Как долго нужно принимать витамины, чтобы добиться заметного результата?

Чтобы ответить на эти вопросы, было проведено исследование в Калифорнии. Школьники (651 человек) были разбиты на четыре группы. Дети из первой группы получали плацебо, а участники остальных трех групп — пищевые добавки, составлявшие 50, 100, и 200 процентов от рекомендованных норм потребления витаминов и минеральных веществ. После первого месяца эксперимента только участники «200-процентной группы» показали более высокие показатели 10 в сравнении с «группой плацебо». После третьего месяца во всех трех группах наблюдались высокие показатели 10 в сравнении с «группой плацебо», причем в «100-процентной группе» результаты были самые высокие. В этой группе 45 процентов школьников увеличили свои показатели на 15 и более пунктов, в том время как средний показатель по всем трем группам составил 4,4 пункта.

С тех пор ученые провели, по меньшей мере, десять подобных исследований. За исключением двух из них все показали схожие результаты: улучшение показателей невербального теста 10 у детей, принимавших витамины и минеральные вещества. Но почему в двух случаях исследования не выявили подобных результатов? В ходе первого из упомянутых исследований, проведенных учеными из Королевского колледжа в Лондоне, школьникам давали пищевые добавки в течение всего одного месяца, что явно недостаточно для улучшения интеллектуальных способностей. Профессор Шоэнталер проанализировал второе исследование, проведенное д-ром Кромби и его коллегами в Данди, Шотландия, и обнаружил, что две группы («группа плацебо» и «группа пищевых добавок») были подобраны неверно. В «группу пищевых добавок» входили два ребенка, обладавших очень высоким 10, что внесло неточность в итоги исследования. Когда показатели этих детей были исключены из общих результатов эксперимента, исследование, подобно остальным, продемонстрировало устойчивое улучшение результатов невербального теста 10 у детей, принимавших витамины и минеральные вещества.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рубрики :